Неужели война пленки и «цифры» подходит к концу?

Panasonic Сергей Прибыль

Последние годы отечественная киноиндустрия развивалась бурными темпами. Шла «гонка» бюджетов, сценариев и технологий, причем последние не отставали.

Трудности выбора

О проблемах и дилеммах, возникающих в процессе современного цифрового кинопроизводства, рассказал начальник отдела профессионального видеооборудования компании Panasonic Сергей Прибыль: «До начала съемок цифрового кино нужно ответить на несколько вопросов.

Первый — это выбор необходимого разрешения и развертки. Исходя из реалий демонстрации фильмов в кинотеатральных залах России, разрешение пленки, предназначенной для показа, составляет 1 К, но если пленка была продемонстрирована хотя бы 10 раз, то ее разрешение уже меньше 1 К.

Что касается развертки, то сегодня только форматы HD (720p и 1080i) можно переводить на пленку и использовать для кинотеатрального показа: соотношение сторон 16:9 максимально приближено к широкоэкранным киноформатам. Техника, которую Panasonic выпускает под логотипом Varicam, изначально разработана для прогрессивной развертки — в частности, для формата 720p, который принципиально отличается от 1080i (на сегодняшний день из вариаций формата 1080i стандартизирован только 1080/50i, на основе которого реализованы 1080/25p и производные). Главное преимущество формата 720p для киноиндустрии в том, что он изначально сформирован как кинокадр (в изображении нет нелинейности, формат можно использовать для создания полноценной кинокартинки).

Следующий вопрос — выбор компрессии. Главное — выбрать ту, которая при кодировании и последующем декодировании обеспечит минимальную потерю качества. Panasonic использует только внутрикадровую компрессию — в частности, кодеки DVCPRO HD и AVC-Intra (последний — 10 бит 4:2:2). Кодек AVC-Intra обеспечивает та¬кое же качество при потоке 50 Мбит/c, как и DVCPRO HD при потоке 100 Мбит/c».

У камер Panasonic за 5 и $60 тыс. гамма будет примерно одинаковой — различие будет только в разреша¬ющей способности. Тем не менее, для производства кино Panasonic рекомендует использовать камеры с логотипом P2HD Varicam, в силу того, что по фактору разрешения они соответствуют требованиям к кинооборудованию (модели AJ-HPX2700G, AJ-HPX3000E, AJ-HPX3700G). «Бюджетные модели также подойдут для производства кино, но следует учитывать, что есть небольшое ограничение по разрешению», — заметил Сергей Прибыль.

Он сравнил бюджеты кинопроизводства на HD-камере Varicam и на пленке 16 и 35 мм. «Традиционный «пленочный» процесс несравнимо более дорогой, и будь даже аренда профессиональных HD-камер до¬роже аренды пленочных камер в пять раз (хотя эта разница гораздо меньше), цифровое производство куда более экономично: за счет того, что результат можно контролировать прямо на площадке, понадобится меньшее количество дублей, что приведет к меньшим затратам на гонорары актерам, аренду помещений, уйдет меньше времени и средств на постпродакшн. В итоге производство полного цикла на HD дешевле производства на пленке 35 мм приблизительно в два раза», — подсчитал Сергей прибыль.

Видео- и киногамма

Одно из отличий новых кинокамер Panasonic заключается в наличии промежуточной киногаммы -это не стандартная киногамма, не линейная видеогамма, но еще и не логарифм. Плюс ко всему, это еще одна киногамма с «киношной» цветопередачей для телевидения. Эта гамма предназначена для съемки без последующей цветокоррекции и идеально подойдет для съемок телесериалов (когда продукт необходимо выдавать в эфир буквально на следующий день после съемок, сводя время и затраты на постпродакшн к минимуму).

Как известно, видеогамма — это стандартизированный по SMPTE-протоколу процесс. Он концентрируется на основном объекте съемки, а изображение остальной части кадра зачастую теряется.

Киногамма дает, на первый взгляд, вялое по контрасту изображение. Тот же принцип используется в кинопленке: кадр освещается равномерно, и любая часть кадра должна иметь какую-то плотность. «Для режиссера, который хочет увидеть изображение, близкое к тому, что выйдет на большой экран, есть мониторы с обратной гамма-коррекцией. Задача оператора — попасть в экспозицию. Правильно экспонированный кадр должен содержать все плотности в диапазоне», — говорит Сергей Прибыль.

Отличие камер Panasonic в том, что они дают возможность работать в большем диапазоне, с так называемыми super-white и super-black — кривая выходного сигнала растет до 110% за счет дополнительных +7% в белом (super-white) и -3% в черном (super-black). Зачастую это позволяет сделать акцент на художественно ценных де-талях кадра, которые не видны при съемке в стандартном диапазоне.

Преемственность форматов

Компания Panasonic не отказалась от поддержки форматов предыдущего поколения, тем самым обеспечив преемственность.

В новых камкордерах поддерживаются все младшие форматы Panasonic — даже в новой камере AG-HPX304ER, которая продается с апреля, есть формат DV. В новых камерах Panasonic используются кодеки на базе MPEG4: AVC-Intra 100,AVC-Intra50.

После появления 10-битной компрессии AVC-Intra стало возможным преобразование из AVC-Intra в DPX. Для такого преобразования нужна бесплатная программа, скачиваемая с сайта Panasonic.

Цифровые камеры Panasonic

Panasonic никогда не производила оборудования HDV. Новые бюджетные камкордеры AG-HPX174 и AG-HVX204 не стали исключением -это камкордеры с записью HDTV-сигнала, разложением 4:2:2, хотя они и входят в ценовой диапазон HDV-камер. Как и «старшие» модели, AG-HPX174 и AG-HVX204 используют кодеки с внутрикадровой компрессией, в частности, DVCPRO HD — это формат HDTV с потоком данных 100 Mб/с.

Ступенькой выше стоит AG-HPX500E — мультиформатная камера, имеющая аналогово-цифровой преобразователь 14 бит, переменную частоту кадров (12-60 К/с); есть коррекция хроматических аберраций, интерфейс IEEE-1394 для копирования информации на жесткий диск, а главное — камера использует матрицу 2/3″ и является самой чувствительной камерой с этим типом матрицы на рынке.

AJ-HPX2100E и AJ-HPX2700G — мультиформатные камкордеры с одинаковой архитектурой, матрицами 3×2/3″ IT CCD 1,1 Мп; есть возможность съемки в форматах 1080p/1080i/720p (576p/576i). И AJ-HPX2700G есть лого Varicam -как говорилось выше, это камера с киновозможностями. Камкордеры используют кодек AVC-Intra (у AJ-HPX2100E кодек опционален).

Кроме того, у AJ-HPX2700G есть возможность съемки в рапиде, функция компенсации хроматических искажений линзы (CAC), запись Proxy-данных (опционально), функция DRS и разнообразные интерфейсы:      IEEE-1394,      USB-2.0, HD/SD-SDI. Оба камкордера имеют по  пять слотов для Р2-карт.

Следующие в иерархии — камеры 3000-й серии: AJ-HPX3000E   и AJ-HPX3700G. Они    оснащены матрицами 3×2/3″ IT CCD 2,2 Мп,   могут  снимать  в 1080p/1080i(576p/576i/480p/480i), есть 14-битовый A/D-конвертер. Камкордеры штатно поставляются с кодеком AVC-Intra. AJ-HPX3700G (Varicam) имеет возможность съемки с переменной частотой кадров (1-30 к/с) и рапидной съемки.

Оборудование P2

Помимо камер, компания Panasonic выпускает P2-оборудование для всех стадий цифрового кинопроизводства. В первую очередь, это носители информации — карты флэш-памяти стандарта P2. По словам Сергея Прибыля, они были выбраны в качестве основного носителя информации, благодаря их устойчивости к агрессивным условиям внешней среды, температуре и вибрациям, в отличие от тех же жестких дисков и оптических накопителей. Кроме того, карта P2 предполагает огромное количество циклов перезаписи без потери качества, чем не может похвастаться кассета.

Так что отпадает необходимость в большом количестве носителей — достаточно «скинуть» отснятый материал на жесткий диск компьютера, и карта вновь готова к записи. Цены на флэш-память постоянно снижаются: так, с момента появления P2-карт на рынке, их стоимость уменьшалась на 40% ежегодно, а объем за этот же период увеличивался в среднем в два раза — например, уже появилась P2-карта емкостью 64 Гб.

Монтажное оборудование

Новинка — лэптоп AJ-HPM110E, который предназначен для поле¬вого монтажа и позволяет монтировать со склейкой, й сути это готовая станция для выхода в эфир: у него есть функция составления плейлиста и бесшовного воспроизведения, экспорта EDL (P2 MXF). Кроме того, он оснащен шестью слотами для Р2-карт и разнообразными интерфейсами для сопряжения с любым оборудованием.

AJ-HPS1500 представляет собой студийную монтажную деку с управлением классического профессионального видеомагнитофона, работающую практически со всеми форматами. Как и AJ-HPM110E, она дает возможность составления плейлиста и бесшовного воспроизведения, имеет шесть слотов для Р2-карт и набор интерфейсов.

AJ-PCD20/35 — это 5-дюймовый встраиваемый или внешний ридер Р2-карт с интерфейсами USB-2.0, IEEE-1394 (AJ-PCD20), PCI-Express (AJ-PCD35).

AJ-HRW10  —  устройство для просмотра материала и копирования с Р2-карт на переносные 3,5-дюймовые жесткие диски в полевых условиях.  По  словам Сергея Прибыля, на выездных съемках AJ-HRW10 позволит ко-пировать отснятый материал на съемные жесткие диски и отправлять в производство на студию или использовать как большое хранилище контента, учитывая, что емкость современных жестких дисков перешагнула рубеж в 1Тб.

AG-HPG20 по сути является плеером-рекордером или современным видеомагнитофоном. В него (и с него) можно записывать на HDD (и с HDD) и просматривать материал непосредственно с жесткого диска без предварительного копирования по интерфейсу FireWire или USB. Есть SDI вход/выход, поддерживается запись AVC-Intra.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс



coded by nessus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *